Как научить ребёнка выражать эмоции и уверенно говорить «нет»

06 марта 2025

Подготовка к школе часто ассоциируется только с учебными навыками. Но современные исследования показывают, что многие родители уверены: не менее важно развивать софт-скилы (soft skills). Такими родители считают навыки самостоятельности, умения следовать правилам и заводить друзей. Разбираемся, как помочь ребенку развить эти важные качества.

Дети с развитыми гибкими навыками легче адаптируются в школе. Они не боятся услышать и легко принимают замечание или комментарий о своей работе, умеют свободно разговаривать со сверстниками, способны работать в команде, выполнять задания и просить помощи у учителя, если это нужно. При этом развитие необходимых софт-скилов ребенка начинается задолго до первого класса: происходит это во взаимодействии с другими детьми на игровой площадке или в детском саду. Совместная деятельность, споры, примирения — все эти ситуации помогают изучать правила общения, преодолевать трудности, учиться отказывать другим, если нужно, и принимать отказ самому. Задача взрослого — поддерживать и направлять.

Соблюдать правила

Школа — это место с определёнными правилами, которое требует минимального воспитания, и не только учителями. Психологи дают совет рассказывать детям об их первом учебном заведении уже с 5–6 лет: о том, как устроены уроки и перемены, как вести себя на занятиях, когда можно играть, а когда правильно будет не отвлекаться и слушать объяснение.

Такое представление формируется воссозданием атмосферы школьных занятий дома: играйте с детьми в школу, объясняя правила поведения, но не заставляйте ребенка выполнять задания без перерывов. Важно убедиться: дошкольники понимают, что задачу нужно выполнять, но отказываются, если они устали. Тогда нужно сделать паузу и заняться другим делом. Хорошим вариантом будет смена активности, когда ребенок может побегать, попрыгать и посмеяться.

Полина Мальцева, эксперт в сфере детского образования, подчёркивает, что любая познавательная активность дошкольника проходит в границах игры. Именно через игру дети познают мир, а игра в школу как нельзя лучше показывает её устройство и правила.

Помощниками также станут детские фильмы, мультфильмы, подкасты и книги. Например, подкаст «Кубокот — в школу без забот» расскажет детям о том, что надо знать и уметь будущему школьнику. Весёлый кот и девочка Таисия, которая идёт в первый класс, познакомят с разными предметами, помогут установить распорядок дня и расскажут, что можно делать на переменах.

Побеждать стеснение

Завести друзей бывает тяжело, особенно для стеснительных детей. Родителям важно поддержать ребенка и рассказать, как можно познакомиться с другими детьми и не бояться. «Привет! Оля хочет поиграть с вами. Возьмёте её в игру?» — такой подход покажет, как познакомиться со сверстниками, минуя смущение, позволит в дальнейшем быть более уверенными и заводить друзей самостоятельно.

Если ребёнок в саду или на площадке сталкивается с трудностями в общении, говорите о них и обсуждайте детские переживания. Попробуйте аккуратно задать вопросы: «Почему ты не хочешь подойти к друзьям? Вы поссорились и не можете помириться?» Консультант и практикующий психолог Плюс Детям Александра Ковалевская советует проигрывать сложные для ребенка ситуации с игрушками. Такую сюжетно-ролевую игру малыши хорошо воспринимают. Она научит ребёнка решать конфликты, покажет, как можно себя вести в разных ситуациях и как говорить об этом с другим человеком.

— Пусть игрушки «проживут» ту же ситуацию, но смогут договориться между собой. Желательно, чтобы ребенок активно участвовал в обсуждении: предлагал, как лучше поступить, что сказать, — говорит психолог Ковалевская.

— Опыт решения трудных ситуаций можно позаимствовать у вымышленных персонажей — любимых героев книг и мультфильмов, — дополняет психолог Мальцева. — Спросите: а как в этой ситуации поступил бы Человек-паук? Пусть ребенок представит себя супергероем, найдёт решение и почувствует себя увереннее.

Понимать чувства и эмоции окружающих

Научите ребенка распознавать эмоции — свои и чужие. Это поможет малышу строить здоровые отношения с окружающими, включая учителей, сверстников и друзей, и не нарушать их личных границ. Попробуйте привести наглядные примеры, используя игры и развивающие приложения, такие как «Сказбука» (для детей 3–6 лет) или «Кубокот» (для будущих первоклассников 5–7 лет), — чтобы тренировать эмоциональный интеллект. Оба приложения доступны подписчикам Яндекс Плюса с опцией «Детям» и содержат задания для развития навыков коммуникации и эмпатии. Кроме игр, можно почитать книги или послушать сказки с ребенком. Например, история приключений зебры Цок-Цок и чайника Петра Ильича из аудиосериала «Сами с полосами» говорит ребёнку о том, как важно уважать свои и чужие личные границы, уметь договариваться, дружить и при этом принимать отказы.

Не стоит заставлять детей любой ценой оставаться в отношениях друзьями. Если ребёнок от природы интроверт, ему больше подойдут спокойные компании и занятия, где можно сосредоточенно что-то делать одному. А при необходимости — общаться с другими такими же спокойными детьми.

Отказывать и определять свои границы

Как и в любых коллективах, в школьном окружении ребенка могут встречаться очень разные люди. Будут и друзья, но будут и другие, с кем строить общение гораздо сложнее.

— Это обычный коллектив, в него попадают разные дети, с кем-то получится подружиться, с кем-то нет или будет сложно, и это нормально, — говорит Александра Ковалевская.

Ребенок должен уметь защищать себя, если возникают сложные ситуации. Например, через чёткие и уверенные отказы, когда просят сделать что-то неприемлемое и отстаивают свою позицию. Поэтому родителям важно научить ребенка говорить «нет» в нужный момент сверстнику и не только, уважать свои личные границы и думать о своих потребностях и интересах, а не о чужих.

Не менее важно, чтобы ребёнок знал, что может обратиться за помощью, если нужно. Не стесняться подойти к учителю, если ему нужна помощь или он плохо себя чувствует. Позвонить родителю, если есть такая необходимость или того требует безопасность.

В любой ситуации поддержка родителей крайне важна. Стоит как можно внимательнее относиться к изменениям в поведении ребёнка. Грустное и подавленное настроение, возможно, свидетельствует о школьных сложностях. Тогда надо мягко постараться выяснить, что случилось, и показать всеми средствами родительскую поддержку в решении проблемы: «Ты не один, я всегда рядом и всегда приду на помощь».

Допускать ошибки и находить решения

Дошкольники могут расстраиваться из-за собственных неудач, и на то есть причины, это присуще их возрасту. Чтобы научить детей справляться с такими ситуациями, попробуйте предложить настольные игры, где проигрыш — это нормальная часть процесса.

Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за проявление негативной реакции на проигрыш, ставить запреты и осуждать поступок. Для дошкольников проявлять такие эмоции нормально, а задача взрослых — помочь ребятам научиться управлять ими: объяснять, что поражение или отказ не конец света, а шанс на новый успех.

— Говоря о детях, задача родителя — пережить сильные чувства от проигрыша вместе с ребёнком, — говорит Александра Ковалевская, — пожалеть его, назвать эмоции, поделиться мнениями.

На помощь могут прийти настольные игры: дети играют против игры, поддерживают друг друга и должны прийти к финишу вместе или победить за определённое время. Примеры — «Затерянный остров» или детская версия игры-квеста Exit.

Дети развивают гибкие навыки в саду, школе и на площадке, но в первую очередь на их интересы и уверенность родители постоянно оказывают влияние. Дайте понять, что вы будете малышу другом. Поддерживайте ребенка, слушайте, что ребёнок говорит. Уделяйте много внимания и напоминайте, что вы всегда рядом и он не один в сложных ситуациях.

Fri Mar 14 2025 13:35:19 GMT+0300 (Moscow Standard Time)